Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО

информационная визитка

О Южном федеральном округе

Наименования

Южный федеральном округ с 21 июня 2000

Центр ФО    г. Ростов-на-Дону

Территория — площадь  420 900 км² (2,46 % от РФ)

Население  14 044 600 человек(2015)

Плотность  33.37 чел./км²

Количество субъектов  8 (до 19.01.10 - 13)

Количество городов 92 (2016)

Доходы на душу населения  26504 руб. (2016)

ВРП на душу населения  280 342,3 руб (2014)

Полпред  Владимир Васильевич Устинов

Официальный сайт  http://www.ufo.gov.ru/

Прогноз погоды

Ростов-на-Дону

+23
Ветер: восток, 3 м/сек.
Давление: 755 мм.рт.ст.
Влажность: 36%
Восход: 04:32
Заход: 20:04
ясно

Новое в вопросах расчета и внесения в бюджеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Информация для природопользователей о внесенных  с 01 января 2016 года изменениях в Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», касающихся расчета и внесения в бюджеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду

 

В связи с вступлением в силу с 01 января 2016 года изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дополнена статьями 16.1-16.5, вносящими изменения в порядок и сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

- из перечня видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых соответствующей платой, исключена плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;

- из перечня лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;

- плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы;

- плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению;

- отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год;

  - плата, исчисленная по итогам отчетного периода,  вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом;

- лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год;

- несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи;

- лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом (юридические лица и индивидуальные предприниматели Ростовской области представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду в Департамент Росприроднадзора по ЮФО).

Исходя из вышеизложенного, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в которой должна быть рассчитана плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение образовавшихся отходов производства и потребления (за исключением твердых коммунальных отходов), в срок до 10 марта 2017 года представляют в Департамент юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах I, II, III категорий. Рассчитанная самостоятельно плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена в бюджетную систему Российской Федерации субъектами малого и среднего предпринимательства до 1 марта 2017 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение 2016 года вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала года, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за 2015 год. В случае поступления в Департамент квартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, выполненных в соответствии с Порядком заполнения и представления форм расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204, данные расчеты к учету приниматься не будут.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты, применяемые при расчете платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029. Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которая осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет. Заявка подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее, чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Форма заявки о постановке на государственный учет утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти (объекты, подлежащие федеральному экологическому надзору) или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (объекты, подлежащие региональному экологическому надзору) в соответствии с их компетенцией. Уровень государственного экологического надзора определяется в соответствии с критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 №903.

Исходя из вышеизложенного, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны направить заявку о постановке на государственный учет и присвоить ему соответствующую категорию. При этом, объекты, подлежащие федеральному экологическому надзору, направляют заявку в Департамент Росприроднадзора по ЮФО, а объекты, подлежащие региональному экологическому надзору, в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет осуществляться после утверждения формы заявки о постановке на государственный учет.

Исключение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из перечня лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, будет осуществляться Департаментом, как администратором данных платежей, только после представления ими заявки о постановке на государственный учет и подтверждения осуществлении деятельности исключительно на объектах IV категории.

С 1 января 2015 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен ст.8.46, в соответствии с которой невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 100 тысяч рублей. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ.

 

В связи с многочисленными обращениями в Департамент по вопросу платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами и за размещение отходов производства и потребления (в том числе и медицинских), сообщаем следующее.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды" установлена платность негативного воздействия на окружающую среду, одними из видов которого (п.2) являются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ и размещение отходов производства и потребления. В соответствии с п. 3 данной статьи только Правительству Российской Федерации делегированы полномочия по установлению порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Во исполнение данных полномочий Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

- размещение отходов;

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344  "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" установлены, в том числе, и нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива) и размещение отходов производства и потребления.

Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

Необходимо отметить, что ни Закон № 7-ФЗ, ни Постановление № 632, ни Постановление № 344 не содержат конкретизации вида отходов или сферы деятельности, при осуществлении которой такие отходы образуются.

Исходя из вышеизложенного, хозяйствующие субъекты, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в том числе и медицинские отходы, в последующем направляемые на размещение, обязаны осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, изменения, внесенные в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", не содержат норм запрещающего характера в части взимания платы  за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 (ред. от 15.10.2014) "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" полномочиями по администрированию доходов бюджетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является одним из источников формирования неналоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.  Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2015) утвержден код бюджетной классификации для платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, по которому проводятся операции по перечислению сумм платежей.

Исключение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами из перечня видов негативного воздействия, облагаемых соответствующей платой, будет произведено с 1 января 2016 года, в связи с внесением Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Таким образом, оснований для невнесения в 2015 году в бюджетную систему Российской Федерации платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами действующее законодательство не содержит.

 

По вопросу расчета и внесения в бюджеты платежей за размещение отходов производства и потребления сообщаем, что Определением Верховного суда Российской Федерации от 04.02.2015 г. по делу № 301-КГ14-1819 отменены судебные акты, возлагающие обязанность по внесению в бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не на собственника отходов, а на специализированную организацию, осуществляющую деятельность по размещению отходов, как принятые с существенными нарушениями норм материального права (решение Арбитражного суда Костромской области по делу А31-5740/2013 от 04.10.2013 г., постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 г., постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.07.2014 г. по тому же делу). Данное Определение Верховного суда поставило точку в вопросе определения лица, обязанного вносить в бюджетную систему Российской Федерации плату за размещение отходов производства и потребления. Этим лицом является только собственник отходов, т.е. предприятие, на котором отходы образовались. Специализированная организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов, будет являться плательщиком только в случае заключения с собственником отходов договора с переходом права собственности на отходы либо договора о конечном размещении отходов, согласно которому принимающая сторона берет на себя все обязанности по размещению отходов, а также по расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.